19 августа — ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ 2019 г.

 

Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне.

Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников Иоанна, Петра и Иакова и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях. Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) – Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых. Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем: Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Святую Троицу. Первое аналогичное событие произошло в день Крещения Иисуса Христа, когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств – Божественного и человеческого. Споры о двоичности естества Христова многие века не прекращались среди многих христианских богословов. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном. Кроме того, символично здесь и явление пророков Ветхого Завета – Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотию на небо. В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

Для нашего города это особый праздник, ведь наш храм освящен в честь этого события. Богослужение в храме на престольный праздник отличается особой торжественностью и благолепием. В честь престольного праздника состоялась праздничная литургия которую возглавил архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, после службы по улицам города прошел крестный ход.

 

По окончании крестного хода владыка Николай произнес проповедь: 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 

С престольным праздником, дорогие братья и сестры – Преображения Господня! 

Он всегда нами всеми очень ожидается, даже теми людьми, которые редко бывают в храме. Почему? 

Потому что в этот день освящаются плоды: виноград, яблоки. Конечно, на юге яблоки освящаются раньше, на день Петра и Павла, но в центральной полосе России, тем более здесь, на Севере, где это не растет ничего – то освящается в день Преображения Господня. Но сам праздник заключается не в освящении плодов; все что мы получаем в жизни, братья и сестры, это дар Божий. Вспоминается здесь одна история, которую рассказывал некогда Святитель Николай Сербский.  

Говорит: «Приехали крестьяне на рынок осенью. Все тоже крестьяне такие, как и большая часть славян: трудятся, питаются от трудов рук своих. И вот продают то, что вырастили. У одного крестьянина выросла очень большая тыква. Все ходят мимо него и говорят: «Какую тебе тыкву Господь послал!», а он стоит, и ни как на это не реагирует, а потом и немножечко разозлился, и в таком порыве гнева и раздражения говорит: «Что Господь! Вот смотрите мои руки, в каких они мозолях! Я трудился! Это – труды и плоды моих рук». Проходит год. Приходят все опять также на рынок, чтобы продать все то, что Господь послал, и проходят мимо того крестьянина, а у него (он занимался выращиванием тыквы) все тыквы – не больше его кулака, больше не уродились. И спрашивают: «Ну как твои руки?». Он опускает низко свои глаза и ничего в ответ не может сказать. Все дар Божий! И все мы это прекрасно понимаем, и даром Божьим мы пользуемся в течении всей жизни. Это здоровье, да и сама жизнь, которой мы пользуемся, может, даже иногда неразумно, не понимая какой это бесценный дар, прожигая дни свои напрасно. Господь дарует нам дар еще больший, о котором сегодня повествуется в празднике. Господь накануне Преображения, за несколько дней, говорит своим апостолам, что некоторые из вас уже здесь на земле увидят Царствие Божие пришедшее в силе. Царствие Божие – это то, что мы ожидаем, ожидаем там, за порогом этой временной жизни, то есть пришедшие в силе, в неком совершенстве, раскрытое для человека. И вот, мы знаем, что Господь преобразился. И что он показал? Он показал ту Славу, в которой всегда находился, но которую нельзя показывать людям. Почему? Потому что люди далекие от духовной жизни пропитаны грехами, страстями своими, они не могут увидеть этого света. А если увидят, то ослепнут.  

В связи с этим, еще хочу напомнить вам одно из событий Священного писания – как обратился апостол Павел. Он в то время был гонителем церкви. Помните: явился к нему Господь, а как явился? Свет был необыкновенный, так что Павел ослеп и не мог прозреть до тех пор, пока не принял крещение. И ни один человек этот свет не может увидеть. Слава Богу! И только насколько мы можем воспринять, вот как поется в тропаре, апостолам – ученикам открыт насколько они могли воспринять этот свет. Вот эта Слава Божественная, благодать, которая их окутала, в такое состояние их привела, что человеку нечего больше желать. И апостол Петр говорит: «Хорошо нам здесь быть». Представляете, что это такое? Быть – это значит навсегда, вообще навсегда остаться здесь в этом состоянии, и описать это очень сложно. И здесь открывается великий дар Божий. Помните, что явилось апостолам? Открылось что? С Христом рядом стоит пророк Илья и Моисей. Это о чем говорит? Пророк Моисей 1600 лет назад до Рождества Христова жил, а пророк Илья – 900 лет. Они живые стоят. У Бога все живы! Явное свидетельство вечной жизни, которую Господь дарует всем любящим его, никаких сомнений нет в этом. И о чем они беседовали? Беседа была такая, как бы тайну изведывали для себя пророк Моисей и пророк Илья о страданиях Христа, который должен был принять за грешных людей, чтобы даровать им через эти страдания, свои мучения, через пролитую свою кровь, оставление грехов. То есть, Господь пришел для того, чтобы искупить грехи человеческие. Видите, что Господь открывает нам через этот праздник, через это событие? И мы все с вами, братья и сестры, должны Богу быть благодарными за его великие благодеяния, дары, которые он просто дарует ни за что.  За что вечную жизнь? За веру: «Кто верует в меня и креститься спасен будет»!  

Слышите, какие слова? Как нам надо Богу быть благодарными! А благодарность, братья и сестры, она должна быть не только в уме.  А то знаете, как в жизни – живем, да детям даем что-то, ну и где-то они нас вспомнят. А вот что же они не очень такие благодарные? Могли бы больше внимания нам уделить. Ничего нам вроде бы от них не надо – ни денег, ничего, а внимания от них нет. А они говорят: «Мы вас помним, мы о вас знаем», а нам этого не хватает. То есть, благодарность — это то, когда благодарность проявляется конкретно в делах – не в мыслях, а конкретно в делах. В каких делах? Для нас – в памяти о Боге, конечно, прежде всего. В чем она проявляется, память о Боге? Конечно, в молитвах, которые мы совершаем с вами утром и вечером. Конечно она проявляется в том, что мы почитаем воскресный день, который называется – день Господень, приходим в храм. Конечно, благодарность проявляется в том, что мы стараемся заповеди Божьи соблюдать – то, что Он заповедовал нам. И в этом есть благодарность. И вот, братья и сестры, нам всем надо стараться помнить о той милости Божьей, которая изливается на нас и сейчас. Изливалась и на наших предков, которые живы все. Все живы! Только одни перешли в жизнь вечную для Славы, а другие в муку. Но дар вечной жизни у всех есть, а какой она будет – зависит от нас с вами. И вот то, что и предки наши имеют эту благодать, и что мы сейчас имеем, и то, что Господь нам уготовил в будущем – за все будем благодарны Богу. Аминь.  

 

Просмотры: (16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *