ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

 Торжество Православия

Вот уже более тысячи лет в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия. Это праздник торжества Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

История

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.

Чин

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

4 декабря празднуется память Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Как известно из Священного Писания, Пресвятая Дева Мария до трёх лет проживала в доме своих родителей, Иоакима и Анны. Когда Ей исполнилось три года, родители решили, что пришло время исполнить данный Богу обет – передать Ему свою возлюбленную, вымоленную у Бога Дочь. В то время у Иудеев был обычай, по которому дитя, посвящённое Богу, вводили в Иерусалимский Храм. Родители Марии созвали своих родственников и торжественным шествием, вместе с ними, последовали в Храм Господень. Впереди шли юные девы с зажженными свечами и пели священные гимны и молитвы, за ними — Иоаким и Анна с маленькой Девой Марией. Достигши Храма, поставили Её на первую из пятнадцати ступенек крыльца Храма. И – о чудо! Трёхгодовалая Мария сама восходит на вершину крыльца! Как пишет известный русский писатель Евгений Поселянин – «Это ангелы незаметно возносят Дитя пречистое по высоким ступеням». Перед входом встретил Марию Первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. Затем произошло то, что ещё более изумило всех присутствующих на этом шествии людей — просвещённый Духом Святым Захария ввёл Её в сокровенную глубину Храма, во Святая Святых, куда даже Первосвященник имел право входить только один раз в год. С этого дня Пресвятая Дева осталась жить при Храме. Посвящённая Богу от утробы матери, воспитанная в Храме в чистоте и целомудрии, трудолюбии и молитве, одарённая Богом высокими духовными и нравственными качествами, Она была предуготовлена к великому подвигу и призванию – воплотить в мир предречённого пророками Спасителя – Христа. Пресвятая Богородица – величайший образец любви к Богу и человеку, жертвенной и непрестающей. Праздник Введения во Храм Богородицы является преддверием шествия навстречу празднику Рождества Христова, на котором всем шествующим этим путем следует очистить своё сердце, обновить свою волю, освятить свои мысли и плоть, чтобы родиться в вечную жизнь, явлённую во Христе. Всем, следующим поприщем Рождественского поста, предстоит потрудиться в исполнении Евангельских заповедей любви через служение Богу и ближнему. Этот путь — освящение души, которая призвана стать Храмом Божиим, чтобы в нём по благодати Его родился, жил и действовал Сам Господь. Вспоминая Вхождение Богородицы в Храм Господень, Церковь показывает, насколько важно для христианина посещение Храма, так как присутствие в нём, особенно на церковных Богослужениях, является одним из главных средств воспитания и освящения души. Там личная молитва подкрепляется соборной, общей, а также молитвой священнослужителей. Душа назидается слушанием чтения Священного Писания и поучениями пастырей. Пример праведных Богоотцев Иоакима и Анны учит родителей с малых лет приводить ребёнка в Храм, где он имеет возможность учиться молитве и слушанию Слова Божия, при этом подавая пример благоговейного отношения к месту, где незримо с молящимися пребывает Сам Господь с Его Пречистой Матерью и Святыми Небожителями. Прославляя Пресвятую Богородицу в этот день и воспевая Её чудесное введение в Храм Господень, Святая Церковь просит Пречистую Деву помогать христианам соблюдать себя в чистоте, целомудрии, cтрахе Божием, чтобы быть живыми Храмами Духа Святого, а также – сохранять обеты, данные Богу в Таинстве Святого Крещения.

( По материалам православных изданий

ПРАЗДНИК ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

 

Ежегодно Русская Православная Церковь совершает память святых, в земле Российской просиявших.

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице и в этом году выпадает на воскресенье, 18 июня. Это празднование посвящено прославлению Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и на нём совершается особое молитвенное обращение к ним.

Святые — это наши помощники и предстатели перед Богом, поэтому обращение к ним в молитвах — естественная потребность всякого христианина, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих с любовью этот светлый праздник их памяти. Их земной путь, путь христианской жизни —  пример и образец, прямое указание того пути, которым следует идти христианину. Внимательно всматриваясь в их подвиги и взирая на кончину их жизни, стараемся, с помощью Божией, подражать их вере. В этот день Церковь просит, чтобы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века. История святости на Руси начинается с проповеди святого апостола Андрея Первозванного.

Первыми русскими святыми, канонизированными Русской Православной Церковью, были сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г.  Далее следуют святые мученики Фёдор и Иоанн, сожженные язычниками за веру во Христа. Затем —  Равноапостольная Ольга, князь Владимир, крестивший Русь, и многие благоверные князья, прославившиеся своими подвигами христианского просветительства и благочестия. Затем – многие святые преподобные, монахи, и первый из них – преподобный Сергий Радонежский. Далее – святители, святые праведные, блаженные, юродивые, мученики, и конечно же, святые новомученики Российские, близкие к нам по времени жизни.

События восстановления празднования дня памяти Всех русских святых исторически совпали с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви. Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года.

Служится особенная служба с пением гимна, посвященного Церкви Русской, со словами — заветом преподобного Сергия Радонежского — хранить веру православную, в которой земле Русской утверждение, поэтому верим, что этот праздник никогда не будет забыт русским народом и будет ежегодно торжественно совершаться в Русской Церкви до скончания века, поскольку святые Церкви, по слову Спасителя, являются светом для всего мира. Свет светит везде и всем, так как Источник его — Сам Бог.

 По материалам православных сайтов

 

Просмотры: (576)

Комментирование запрещено