В следующее воскресение после праздника Пасхи, по окончании Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи), Православная Церковь празднует Антипасху. Это слово означает – «вместо Пасхи», то есть — еще Пасха. Церковь призывает ещё радоваться, вспоминая великое Пасхальное событие Воскресения Христова, вникать в его смысл, благодарить Бога и радоваться дарованной нам возможности войти в блаженную вечность вместе с Христом. Пасха – праздник праздников, поэтому еще многократно на церковных службах будет петься пасхальный канон. До праздника Вознесения Господня вспоминается это великое событие. Вторая неделя Пасхи называется также Фоминой неделей и посвящена памяти святого апостола Фомы, который, получив от других учеников весть о воскресении Христа, пожелал воочию увериться, увидеть воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — сказал он. И Господь явился Фоме на восьмой день после Своего воскресения, показав своему ученику свои прободенные руки и ноги. Обрадованный Фома, произнёс: «Господь Мой и Бог мой!», после чего уже не колебался, укрепился в вере и стал верным, бесстрашным и твёрдым последователем своего Учителя – проповедником веры, апостолом. Чествуя память апостола Фомы, мы прибегаем к нему в молитвах, чтобы Бог даровал нам крепкую веру, с которой жить всегда легче и радостнее, преодолевая все житейские невзгоды и бури.
После праздника Антипасхи, во вторник, 10 мая, особое поминовение усопших — Радоница. Это слово — производное от слова «радость». Святая Церковь призывает верующих в этот день разделить свою Пасхальную радость с теми, кто отошел уже в мир иной, помолиться за них. Служатся особые заупокойные службы в храмах и на кладбищах, поётся Пасхальный канон, в котором звучит неоднократно : «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, отмечает, что традиция такого поминовения — древнехристианская. Такое светлое Пасхальное поминовение как бы обязывает христиан не печалиться по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Радоница — преддверие радости встречи с родными и любимыми нами людьми, напоминание о том, что разлука с ними – временна, что наша любовь к ним, выраженная в молитвах, в надежде на милосердие Божие — жива, как и жива вера в жизнь вечную, дарованную нам через воскресение Христово. Радоница, Пасхальное поминовение усопших, всегда совершается во вторник второй недели после Пасхи. Православная церковь учит благоговейно относиться к месту упокоения усопших – к их могилам. Обычай оставлять на могилах еду – язычество, так как усопшие в ней не нуждаются, но нуждаются в наших молитвах. Лучше продукты отдать нуждающимся или оставить их на поминальном столе в храме, как милостыню за усопших. Тем паче не стоит оставлять и распивать на могилах спиртные напитки, оскверняя место упокоения душ, отошедших в мир иной. Могилы православных христиан увенчаны Крестом Господним, крест – святыня, что также обязывает посещающих могилы относиться к этим местам с особым почтением.
Второе воскресение после Пасхи будет посвящено памяти жен – мироносиц, верных учениц Христовых, сподобившихся первыми увидеть воскресшего Христа. Каждая неделя после Пасхи посвящается Евагельским событиям, последующим после воскресения Христа и подводит нас к празднику Вознесения Господня, и до этого праздника христиане традиционно приветствуют друг друга еще словами «Христос Воскресе – Воистину Воскресе!»
( По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук. Приход храма Преображения Господня города Муравленко )
Просмотры: (111)