15 февраля Православная Церковь отмечает один из главных двенадцати (двунадесятый) церковных праздников – Сретение Господне. «Сретение» в переводе с церковно-славянского языка означает «встреча». В этот день вспоминается Евангельское событие, когда Пресвятая Богородица Мария принесла Младенца-Христа в храм. Туда же пришел водимый Духом Святым старец Симеон, которому было сказано от Бога, что он не умрёт, пока не увидит спасения Израиля, Спасителя Мессию Христа, обещанного пророками. Церковь избрала это событие одним из двенадцати основных своих праздников, так как в нём содержится очень большой духовный смысл. Ветхий Завет, его заповеди, подготовили верующих людей к новому, высшему учению. Оно заключается в том, что отныне человек освобождается от уз закона и встает под закон благодати – когда приходит понимание, что он спасается не в силу исполнения закона, а силою Божией благодати, явить которую пришел в мир Христос. Иудеи – Ветхозаветники считали, что за исполнение Закона, который был дан им от Бога Пророком Моисеем, канонических правил , Бог устроит им хорошую жизнь, даст большие стада, достаток, хороших детей, и всё у них будет в порядке. А если вдруг что-то оказалось не в порядке – иудей недоумевал: отчего так, если он исполняет закон. Это ветхозаветное правило живо и в современном человеке. На самом деле, внешнее исполнение закона носит чисто дисциплинарную роль, Сам Господь Иисус Христос не отменяет Законы Ветхого Завета. Он говорит в Новом Завете, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. Однако пришествие в мир Христа изменяет отношение к закону Моисееву, раскрывает его смысл, когда во главу угла ставится не форма, буква закона, а дух, который есть ЛЮБОВЬ. Иисус Христос показывает и учит, что счастье человеческое и смысл его жизни — вовсе не внешние атрибуты земного успеха и счастья. Он обещает человеку Царствие Божие и показывает путь в него – исполнение заповедей любви, заповедей Блаженства, изложенных в Святом Благовествовании — Евангелие. Всё, что описано в Новом Завете – события жизни и смерти Иисуса Христа, Его слова и дела, Послания и Деяниия учеников Христа – Апостолов, научает человека, как надо жить в этом мире по Воле Божией, и как наследовать блаженную вечную жизнь с Богом. Сретение – встреча Ветхого и Нового Завета — в лице старца Симеона, Ветхозаветного праведника, принявшего на руки Младенца Христа – Носителя Нового Завета для человека. Ветхий Завет умирает, чтобы дать жизнь Новому, что должно произойти и в сердце человека: всё ветхое должно уйти, чтобы дать жизнь новому.
Пресвятая Богородица принесла Младенца-Христа в храм Божий на сороковой день после Его рождения по закону Моисееву, после прошедших от родов сорока установленных для женщин дней очищения. Матерь Божия не нуждалась в днях очищения, потому что рождение Её Дитяти произошло чудесным образом. Но, не смотря на это, Она за послушание исполнила закон, который был в то время в Её народе. Закон повелевал также, чтоб каждый рожденный младенец-первенец был посвящен Господу, для чего его приносили на сороковой день в храм. Духовный смысл того, что Пресвятая Богородица принесла Младенца Христа в Храм — не в жертве очищения, в котором Она не нуждалась, а в поставлении рожденного человеческого младенца перед Богом. Этот обычай перешел в Христианскую Новозаветную Церковь, когда в таинстве Крещения ребёнок посвящается Богу. Принося своих детей в храм, родители этим как бы говорят: мы будем воспитывать их в послушании, в любви к Тебе, в страхе Божием и в исполнении Твоего закона. В тот же день, когда Пресвятая Дева принесла Богомладенца в храм, там находилась пророчица Анна, которая всё время своего многолетнего вдовства служила в Божием храме. Ей также было открыто, что этот Младенец – обещанный её народу Мессия – Спаситель. Её многолетнее добросовестное служение Богу в храме было вознаграждено честью одной из первых лицезреть эту дивную встречу и признать в принесённом младенце Богомладенца — Спасителя. Праздник Сретения призывает очами веры почувствовать, что отныне Бог с человеком , и обрести тот душевный мир, который ощутил старец Симеон при встрече Христа- Младенца в храме . «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…» — произнес при встрече со Христом праведный Симеон, и эти слова звучат теперь в церковных песнопениях на вечерних Богослужениях в храмах, а также на праздничном Богослужении Сретения Господня.
( По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук, храм Преображения Господня г. Муравленко)
Просмотры: (20)