22 февраля, в субботу, Православная Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан. Мясопустной эта суббота называется потому, что в этот день, как и в следующее за субботой мясопустное воскресение, попускается (разрешается) вкушение мясных продуктов. Православной Церковью с древних времен было установлено совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто — когда бы, где бы, и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился бы молитв Церкви. Это обусловлено тем, что человеку неизвестно, когда и как закончится его земная жизнь, и будет ли он иметь возможность перед этим подготовиться к переходу в вечность. Православный христианин нуждается перед смертью в Церковных молитвах и таинствах : исповеди, Святом Причастии. Бывает много внезапных смертей, некоторые усопшие в силу обстоятельств не могут не сподобиться Церковного отпевания. Православная Церковь, проявляя человеколюбие ко всем умершим, установила особые дни поминовения усопших, чтобы никто из наших ближних, далеких и близких , не был лишен соборной Церковной молитвы, Божией милости и жизни вечной. Веруя в то, что земная Церковь неразрывно связанна с Церковью Небесной, православные христиане поминают своих братьев и сестер во Христе, моля Бога упокоить усопших со святыми в Царствии Небесном, где нет ни болезней, ни печалей. Канонически не поминаются в Церковных молитвах те, которые окончили свою жизнь самоубийством. Самовольно лишая себя жизни, человек нарушает заповедь Божию — «не убий». Самоубийство — большой грех, свидетельство малодушия и неверия Богу. Самоубийцы Церковью не отпиваются и на церковных службах не поминаются, кроме особых случаев, например — душевной болезни, когда человек не осознавал, что он делает. Такое поминовение допускается только по особому разрешению Церковного руководства. Мясопустная поминальная родительская суббота предваряет Великий Пост, который начнётся в этом году 2 марта. На Церковных Богослужениях уже звучат Великопостные покаянные молитвы, располагая верующих к подвигу поста накануне Пасхи Христовой. Поминальные Богослужения – живое памятование о смерти, которое удерживает человека от излишних земных попечений и привязанностей. Это напоминание человеку о вечности, о Царствии небесном, уготованном для тех, кто стремиться в жизни творить добро, и о вечном мучении для тех, кто совершает зло. Церковь побуждает христианина ответственно относиться к жизни и к смерти, напоминая о Страшном Суде, об ответственности перед Богом за дарованное ему время земного бытия. Святитель Тихон Задонский, говоря о благотворности для человека памяти о смерти, пишет, что смерть не попускает нам хвалиться своим благородством и унижать других потому что, памятуя смерть, мы помним, что – земля мы, и в землю отыдем, как сказано в Священном Писании. Эта память побуждает избегать чрезмерных излишеств и удовольствий для тела, которое смешается с землёй, а более заботиться о душе, о покаянии, творении добрых дел, которые пойдут за человеком за пределы его земной жизни и будут определять его участь в Вечности.
В понедельник, 24 февраля, начинается Сырная седмица, масленица – неделя, когда не вкушается мясо, но еще можно употреблять в пищу молочные продукты и яйца. Эта неделя ещё называется Сплошной седмицей, так как в среду и пятницу на ней нет поста. Традиция на Масленицу печь блины – народная, не церковная традиция. Она связана с тем, что на масленичной неделе было принято ходить друг к другу в гости с традиционным русским угощением – блинами. Это как бы последние увеселительные дни перед строгим и длительным постом – временем воздержания от развлечений, чтобы в период постного воздержания больше позаботиться о душе, посвятить время молитве, покаянию, делам милосердия во славу Божию.
(По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук, храм Преображения Господня г. Муравленко)
Просмотры: (16)