ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ.

17 Святая Православная Церковь почитает Святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Будущий Император Всероссийский Николай II родился 18 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — говорил император; по духу воспитание детей было основано на  канонах православной  веры. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил хорошее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса), будущая супруга  государя Николая II, родилась 7 июня 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. Дети гессенской четы воспитывались в патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни. Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую любовь. Их брак состоялся 14 ноября 1894 года. Перед этим принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны. С самого начала своего правления Российским государством  Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Руководством для Императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни.»  Одной из важнейших своих обязанностей почитал Государь хранение православной веры во вверенном ему Отечестве, соблюдение Закона Божия, что вполне соответствовало  словам  Священного Писания о назначении  царя – помазанника Божия. Брак  Великих Государей  Николая и Александры был счастливым. У них родилось  пятеро детей – Великие княжны – Ольга. Мария, Татьяна, Анастасия  и царевич Алексий. В семье царила атмосфера любви и уважения друг другу,  все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления. Как царь – миротворец, государь Николай еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Но, несмотря на искреннее стремление Государя к миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам, в результате чего Царя вынудили отречься от престола. В личном дневнике  Государя в день отречения были записаны такие слова : «Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился… Кругом измена и трусость и обман!» Временное правительство объявило об аресте Императора Николая II и Государыни Александры и содержании их в Царском Селе. Арест Императора и Императрицы не имел ни малейшего законного основания или повода. Когда к власти в Петрограде уже пришли большевики — наступил период, о котором Государь написал в своем дневнике: «гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени».  Государей вместе с детьми и оставшейся верной им прислугой вывезли в Тобольск, а затем  — Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1818 года в Екатеринбурге царская семья была расстреляна. Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший 21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович…  Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Великие Государи Николай и Александра с детьми были образцовой семьёй,  воплощением чистоты и святости,  настоящей малой  Христовой Церковью, каковой по замыслу Божию должна быть семья. Служение Государей вверенному им Отечеству было  основано на  Божественных законах, бескомпромиссным и верным. Поэтому силы зла и ополчились на эту семью, рассчитывая на то, что в их лице выбьют у России опору в виде Богоустановленной государственной власти. Православный Государь – самодержец и его благочестивая семья,  как определенный нравственный идеал,  мешали им развращать и разрушать сильную православную Российскую державу. Поэтому  с ними так жестоко расправились, уничтожив даже тела страстотерпцев. Однако у Бога все живы, и Православная Россия не забыла тех, кто принес себя в жертву за неё. В 1981 году святые царственные страстотерпцы были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году — канонизированы Русской Православной Церковью. Святые страстотерпцы и сегодня  являются примером  высокой нравственной жизни и служения Богу и Отечеству, и к ним неизменно возносит свои молитвы Святая Православная Церковь.

( По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук,  храм Преображения Господня гор. Муравленко )

Просмотры: (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *