7 ноября Русская Православная Церковь совершает поминовение всех усопших православных христиан. Эта поминальная суббота называется Димитриевской, так как она установлена накануне дня памяти святого великомученика воина Димитрия Солунского (память святого – 8 ноября). Это поминальное Богослужение всегда совершается в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская поминальная суббота установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским, небесным покровителем которого был великомученик воин Димитрий Солунский. После победы на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с захватчиками и дал ему из числа монахов лавры двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. Затем этот день стал на Руси вселенским днем поминовения не только погибших в этом сражении воинов, но и всех воинов, погибших, защищая Отечество, а также всех усопших православных христиан. В Димитриевскую субботу во всех православных храмах совершают заупокойные богослужения. Эта поминальная суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Церковное молитвенное поминовение усопших – долг каждого православного христианина, вытекающий из Божией заповеди о любви к ближним. Это также свидетельство веры в вечную жизнь человеческой души и неизбежность предстоящего всем Суда Божия, а также свидетельство упования на милосердие Отца Небесного к тем, кого уже с нами в этой жизни нет.
Молитва за усопших – это главная и неоценимая помощь ныне живущих к отшедшим в мир иной. Душа упокоившегося не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть даже благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве и милостыне, так как сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа; ведь каждый человек в этой жизни согрешает, и не все успевают покаяться перед смертью. Смерть близкого человека всегда сопряжена со скорбью разлуки. Однако вера вселяет надежду и упование, что всякому расставанию не быть вечным, и надежду на милосердие Божие к живущим и умершим. Поэтому в Димитриевскую поминальную субботу Церковное облачение — не черное, но праздничное, белое — как символ чистоты и света, которым Господь осеняет и освящает верующих в Него.
( По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук, храм Преображения Господня г. Муравленко )
Просмотры: (11)