С 20 февраля Святая Православная Церковь начинает подготовку к Великому посту. На вечернем субботнем Богослужении, которое называется «утреня», так как относится уже к Богослужению воскресного дня – звучало в храмах песнопение «Покаяния отверзи ми двери…» (оно будет петься на всех службах до Недели 5-й Великого поста включительно). Затем, на воскресном Богослужении следующей недели поется еще 136-й покаянный псалом «На реках Вавилонских…». В этом псалме царь пророк Давид вспоминает, как Ветхозаветные евреи, плененные египтянами, оплакивали свой плен, как тосковали за родным Иерусалимом, за храмом Господним. 136-й псалом будет петься и на двух последующих воскресных Богослужениях. Эти покаянные молитвы – песнопения отражают состояние души верующего человека, плененного грехом, состояние Богооставленности, желание души освободиться из плена греха и вновь соединиться с Богом, обрести свое Божественное Отечество. Неделя с 21 по 27 февраля называется Неделей о мытаре и фарисее. Она посвящается Евангельскому событию, когда Господь Иисус Христос более оправдывает пришедшего в храм грешника-мытаря, кающегося перед Богом и сокрушающегося о своих грехах, нежели фарисея – законника, кичившегося своей праведностью и осудившего мытаря. Эта неделя – мясопустная, то есть разрешается вкушать всю неделю мясо, без поста в среду и пятницу. На неделе с 28 февраля по 6 марта еще разрешается вкушать мясо, но уже соблюдается пост в среду и пятницу. Эта неделя называется — «О блудном сыне», так как вспоминается Евангельская притча о грехопадении сына, оставившего своего отца и разбазарившего отцовское наследство, а затем возвратившегося с покаянием к отцу и прощенного им. 7 марта начинается Сырная седмица — неделя о Страшном Суде. Вспоминается Второе пришествие Христа перед кончиной мира и предстоящий всем Страшный Суд. На этой неделе уже вводится некоторое ограничение — уже не вкушается мясо, но еще можно вкушать молочные продукты без поста в среду и пятницу.
6 марта, в субботу, совершается память всех от века усопших православных христиан. Эта поминальная суббота называется Вселенской родительской, и она – мясопустная, то есть в эту субботу в последний день разрешается (попускается) вкушение мяса. Родительской поминальная суббота названа, так как в этот день Православная Церковь молится обо всех наших крещенных в Православной вере усопших родителях, о которых дети обязаны молиться в первую очередь. Поминаются также в этот день все наши православные предки и ближние — все усопших православные христиане, имеющие единое духовное родство во Христе. Установление Православной Церковью этого поминального дня напоминает о долге проявлять любовь к своим родителям и близким и побуждает особенно помолиться за них накануне Недели о Страшном Суде, который предстоит всем. Поминаются в этот день и все, умершие внезапной смертью, не успевшие покаяться, исповедаться и причаститься перед своим переходом в иной мир, ушедшие без Церковного напутствия и поминовения. Такое проявление любви к своим родным и ближним установлено Православной Равноапостольной Церковью, чтобы никто из православных христиан, когда бы и где бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви. По Церковному установлению не поминаются на Богослужениях в храмах те, кто самовольно окончил свою жизнь, как сами своею волею отлучившие себя от Бога и от Церкви. Поминание усопших накануне Великого поста еще и напоминание всем о часе сметном, который подытожит жизнь каждого человека перед Судом Божиим. Поминальная суббота – это прежде всего молитва за умерших, и она никак не должна превращаться в языческие тризны, в пьянство. Светлая память об усопших и должна быть светлой – освященной молитвой, добрыми делами и милостынями, чтоб и Господь проявил свою милость как к живущим, так и к покинувшим этот мир.
(По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук, храм Преображения Господня гор. Муравленко)
Просмотры: (8)