РОЖДЕСТВЕНСКИЙ   ПОСТ

28  ноября  в соответствии  уставом  Православной Церкви начинается  Рождественский пост,  то есть пост накануне праздника Рождества Господа Иисуса Христа. Его еще называю Филиппов пост. Двойное название поста объясняется тем, что он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Заканчивается  Рожественский пост  6 января Рождественским сочельником  накануне праздника Рождества Христова, которое отмечается 7 января. Цель поста  —  усиленной молитвой  и подвигом воздержания подготовиться к важнейшему Евагельскому  событию  пришествия   в мир земной Сына Божия, Его таинственного воплощения —  рождения от Духа Святого и Пречистой Богородицы Девы Марии. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Телесное воздержание во время поста  помогает душе больше концентрироваться на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.  Ослабляя тело менее калорийной, чем обычно, пищей, христианин  учится подчинять свои и желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.  В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей. Столько же постились и Ветхозаветный пророк Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей, и пророк Илия на  горе Хорив, где его ждала встреча с Богом. В  конце сорокадневного поста Христа Спасителя попытался искусить диавол, считая очевидно, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя, что подтверждается и опытом святых отцов – учителей  Православной Церкви. Так Господь Иисус Христос подготовился к Своему служению в мире. Сорокадневный пост именуется  в церковном уставе Четыредесятницей. По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. Так, о  его существовании упоминают святитель Амвросий Медиоланский, скончавшийся  в 397 году,  и учившийся у него блаженный Августин. В день накануне праздника  Рождества Христова — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи, вкушая сочиво, постное блюдо из злаков.  В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то служатся  Царские часы — более продолжительные, чем обычно, с чтениями  из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из посланий Апостолов  и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня, которая, против обыкновения, служится утром,  переходит в Божественную литургию Василия Великого. Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  4 декабря, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с растительным маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или другие злаки с сухофруктами. Отношение к посту можно назвать одним из критериев оценки веры. Соблюдение  церковного устава, в частности —  установленных Единой Соборной Апостольской Церковью постов – свидетельство принадлежности к  этой соборности — общине верующих христиан.  Это пост – не ради личной прихоти,  а ради Христа,  и тогда – когда Церковь благословила. Он совершается со множеством братьев и сестер, как совместный труд во славу Божию. Такое единение помогает ощущать «духовный локоть»,  принадлежность к единому воинству,  глава которого – Христос,  поддерживающий и укрепляющий своих учеников в духовной борьбе с диаволом и грехом,  коренящимся в падшей человеческой природе. Вступая на поприще Рождественского поста,  следует помнить о том, ради чего он совершается,  чтобы действительно ощутить радость от праздника Христова Рождества, чтобы обновленным и очищенным духовно со  всей Церковью воспеть: «Христос раждается, славите… Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…!».

(По материалам православных изданий подготовила С.Г.Ворончук, храм Преображения Господня гор. Муравленко)

Просмотры: (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *