Сретение Господне

                

          Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть – один из двенадцати главных православных праздников церковного года. Его всегда отмечают 15 февраля. В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии  от апостола Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса Христа в иерусалимском храме на сороковой день после Его рождения. На церковно-славянском языке «сретение» означает «встреча». В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней, а девочки – в продолжение 80 дней — было запрещено входить в храм. Это были так называемые «дни очищения». Роженице также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм для совершения обряда посвящения его Богу. Это был Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Богомладенец Иисус Христос появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и во исполнение  закона, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной. Когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец, праведный Симеон. Церковное предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.  Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, при этом обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь — пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила в лике святых. В память об этом евангельском событии в православных храмах на вечернем Богослужении  звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши» — те самые слова, которые он произнёс при встрече с родившимся Спасителем – Христом. Святитель Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В день Сретения Господня в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова  по имени Анна. Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме,  «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38). Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии – проповеданного древними пророками Спасителя, избавителя Израиля, о чем повествуется в Евангелии от  апостола Луки. Праздник Сретения Господня знаменует радость долгожданной встречи человека с Богом – Искупителем и  Освободителем от греха и смерти, «нас ради человек и нашего ради спасения Сшедшаго с небес и вочеловечшагося от Духа Свята и Марии Девы», как говорится  в православном Символе Веры.

Просмотры: (33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *